Выступление работника Отдела просвещения Комбатова Омарасхаба Комбатовича перед учащимися.
19.12.2018
Отношение друг к другу
Религия
Ислам украшает жизнь человека со всех сторон. Она учит мусульман проявлять
милосердие к слабым, делать пожертвования бедным, уважать старших, заботиться о
своей семье, помогать тем, кого притесняют или кто попал в трудное положение.
Она учит нас и этике почитания родителей, этике почитания друзей и коллег,
этике почитания братьев и сестёр.
Наши
праведные предшественники отдавали знанию предпочтение перед всем прочим.
Ученику
следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять
смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему,
быть услужливым.
Если
же ученик проявляет высокомерие, желая учиться лишь у тех, кто уже пользуется
известностью, это свидетельствует о его невежестве, поскольку предметом поисков
верующего является мудрость, и он должен приобретать её, где бы он её ни
обнаружил.
Пророк
(мир ему и благословение) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает
старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает
знаниями».
Также
он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания
и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».
В
хадисе также сказано, что один час, потраченный на приобретение полезных
знаний, дороже и ценнее, чем поклонение (ибада) в течение семидесяти лет.
Сообщается,
что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения
ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы
сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с
приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его
присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся
помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не
обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться
этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его
тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если
он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я
слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем
не то, что говорите вы».
Он
имеет право на то, чтобы ты не характеризовал никого из знающих (учёных,
учителей) в его присутствии, и не покидал его сам по причине долгого общения, и
не считал для себя унизительным служить ему, а если ему что-то понадобится,
тебе следует сделать это для него прежде, чем это сделают другие. И следует
помнить, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется
тебе что-нибудь упавшее с неё».
В
этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены
все адабы, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь
именно благодаря уважению к своему наставнику ученик сможет достичь знаний и
мудрости.
Ученик
обязан знать свои обязанности по отношению к учителю и не забывать свой долг
перед ним. Он должен делать дуа учителю в продолжении его жизни, заботиться о
его семье и детях, уважать их. После смерти учителя ученику нужно читать Коран,
поминая и радуя душу учителя, посещать его могилу, просить у Аллаха прощения
для него, давать милостыню за него. Ученик должен подражать ему и в религии, и
в знаниях, заимствовать его хорошие качества и привычки, считать его примером
для подражания.
Ученик
не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами
«уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами
уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…»
Ученик
обязан оказывать учителю уважение, почести, быть послушным ему, видеть в нём
совершенство во всём. Этим он приобретает больше всего пользы от него.
Имам
аш-Шафии пишет: «Я пролистывал книгу перед имамом Маликом так тихо и
нежно, чтобы он не услышал её шелеста».
Ученик
должен уважать своеобразие характера, нрава учителя, его строгость, суровость.
Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым
в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом».
Ученик
должен войти в класс, в дом или специальное помещение, только спросив при этом
разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Если учитель не
разрешил, следует уйти. Придя к учителю, надо три раза тихо постучать пальцами.
Посещать учителя необходимо в чистом наряде, с приятным запахом.
Каждому
из нас следует помнить о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и
благословение) говорил: «Никто не возвысился, кроме как соблюдением
адаба, и никто не унизился, кроме как оставлением адаба». Этот хадис
лежит в основе всей исламской педагогики и регулирует отношения не только между
педагогом и учеником, но и отношение ученика ко всему окружающему, включая даже
и инвентарь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.12.2018
Дата обновления: 21.12.2018
Дата публикации: 19.12.2018