Комбатов Омарасхаб выступил перед учащимися "Хидибской СОШ". Рассказал о важности роли религии в развитии науки.
15.02.2019
Роль религии в развитии
науки. Ислам и наука
Ислам
поощрительно относится к науке и образованию, высоко ценит образованных людей и
занятия наукой. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас,
которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются
те, которые знают, и те, которые не знают? Пусть об этом размышляют люди
рассудительные» (Коран, 39:12). Об этом свидетельствуют и хадисы: «Ум без
образования все равно, что тело без души. Слава заключается вовсе не в богатстве,
а в знании»; «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах облегчит
путь в рай». Собеседник пророка Мухаммада Анас передает от лица самого пророка:
«Искания науки (‘ильм) обязательны для каждого мусульманина и для каждой
мусульманки. Ищите учения от колыбели до могилы. Ищите науку, даже если бы она
находилась в земле Китая … кто хочет блаженства обоих миров, пусть ищет его в
учении и знании» (Ан-Навави).
Для
понимания межпредметных связей и взаимоотношений изучаемых предметов, эти
знания необходимы, по этой причине здесь приводим несколько цитат из книги В.В.
Бартольда, а также учебника по истории под редакцией С.П. Карпова: «Философия
разделялась на два основных раздела: теоретическую и практическую. Логика
стояла как бы в отдельности, ее называли «орудием философии». Теоретическая
философия в свою очередь делилась на 3 раздела: наука о природе, наука о боге и
между ними – математические науки (арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Математические науки вместе с логикой считались пропедевтическими, т.е.
подготовительными для изучения естествознания и богословия или метафизики.
Наука о боге не имела подразделений; наука о природе разделялась на несколько
отделов, к числу которых принадлежала медицина и химия. Практическая философия
разделялась на этику, экономику и политику. Кроме того, в словаре упоминаются
грамматика, риторика, и диалектика». Средневековье восприняло от римской
школьной традиции систему семи свободных искусств, делившихся на два уровня:
начальный – тривиум, включавший грамматику, диалектику, риторику; и высший –
квадривиум, в который входили арифметика, геометрия, музыка и астрономия.
«Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось
образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась матерью
всех наук, диалектика давала формально-логическое знание, основы философии и
логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. «Математические
дисциплины» – арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о
числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии». Высшая школа
включала младший факультет, – артистический (от лат. Artes-искусства),
обязательный
для всех студентов, на котором в полном объеме изучались «семь свободных
искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский.
Успехи
науки не могли не отразиться на образовательном уровне общества. Вспомним
имена: мыслитель-философ Кинди (ум. 873); математик Мухаммад ибн Муса
аль-Хорезми (ум. 847), автор трудов по алгебре и арифметике (искажение имени
этого автора представляет слова логарифм, алгоритм); астроном Ахмад аль-Фергани
(ум. 861); философ Абу Наср аль-Фараби (ум. 950 г.); разносторонний ученый и в
то же время поэт, знаменитый Ибн Сина (980 — 1037); математик и астроном
аль-Баттани (ум. 929), с именем которого связаны первые сведения о
тригонометрических функциях, проникшие в Европу.
Как
пишет исследователь Имамутдинова З.А., через отношение к науке и образованию,
ученым людям и занятиям наукой утверждалось уважение к знаниям, к книге. И в
средневековье, и в более позднее время было распространено переписывание
рукописей каллиграфами. Этому искусству обучали в каждом учебном заведении.
Книжные «ателье» были разбросаны по всему мусульманскому Востоку, например,
существовало в Герате в XIV – XV вв., выделяясь многочисленностью «штата».
Тесное общение между различными народами мусульманского мира способствовало
передаче культурных ценностей, усвоению языков, заимствованиям и
взаимообогащению. По утверждению Имамутдиновой З.А., рукописные литературные
памятники, распространяясь на границе Европы и Азии, были очень популярны и
среди народов Урало-Поволжья. Фирдоуси, Газали, Руми, Хафиз, Юсуф Баласагуни,
другие почитаемые имена – их список неуклонно рос. Читаемые рукописи были на
арабском, фарси (персидском), турецком, татарском, узбекском языках.
Многоязычие превращается во что-то привычное и естественное на всем
мусульманском Востоке. Ученые, философы, поэты мыслят на различных языках,
переходя в своем творчестве – прозе или стихах – с арабского на персидский или тюркский
языки. У знаменитого Саади персидские, арабские и тюркские бейты (двустишия)
чередуются даже внутри одной поэтической формы – в так называемых «пестрых
касыдах».
Во
всех исламских городах при мечетях и медресе стали постепенно создаваться
библиотеки. Широко была известна библиотека Азад ад-Даула (915 – 981),
правителя из династии Дейламитов, расположенная в Ширазе. По свидетельству
известного географа и путешественника эпохи Саманидов Аль-Макдиси (345 – 381),
в ней содержались образцы всех книг, написанных к тому времени во всех областях
науки. Книги в этой библиотеке были расположены в отдельных помещениях и
классифицированы по отраслям науки. Обширной библиотекой располагали и эмиры
Саманиды, где длительное время занимался науками и переписыванием книг
известный мусульманский ученый, философ и врачеватель Абу Али ибн Сина
(980-1037). В Кордове омейядский халиф Хаким II построил библиотеку, где, по
преданиям, хранилось 400 тысяч экземпляров книг. Лишь список наименований этих
книг составлял 44 тома. Халиф Хаким II регулярно отправлял своих представителей
в Багдад и Сирию для приобретения книг и привлечения ко двору новых авторов.
(Зарринкуб А.Х. «Исламская цивилизация»). Двери этих библиотек были открыты для
ученых, исследователей с разных концов земли, которые пользовались редчайшими
книгами бесплатно. «Исламскими учеными создавались различные энциклопедии,
такие как «”Мафатих уль-‘улум” (“Ключи к наукам”) аль-Хорезми, ‘Джам уль-‘улум”
(“Свод наук”) Фахритдина Рази, “Нафаис аль-Фунун” (“Ценности наук”) Амули и
Кашшаф, “Истелахат” (“Терминология”) Таханави, эти названия свидетельствуют о
широте интересов мусульман[2]».
В
эпоху процветания ислама и богословско-философской арабской науки во многих
мусульманских городах действовало огромное количество высших школ. Наиболее
известными и авторитетными в мусульманском мире считаются школы Бейт аль-Хикма
(IX в., Багдад), Аль-Каравийия (IX в., Багдад), Аль-Азхар (X в., Египет),
Ан-Низамийя (XI в., Багдад), и Аль-Мустансырийя (XIII в., Багдад), каждое из
них было знаменито по-своему. Медресе мусульманских народов оказали заметное
влияние на возникновение системы колледжей и даже университетов в Европе. Это
относится к ранней истории подобных учебных заведений, т.е. к XII в. Как
утверждает известный исследователь истории ислама и его философских воззрений
А. Х. Зарринкуб (Иран), древнейшая в Европе высшая школа – университет Салерно
в Италии – была создана и функционировала не без влияния исламских медресе.
Другие крупные высшие школы в Европе, такие как университеты в Болонье, Париже,
Монпелье и Оксфорде, появились после XII века, то есть спустя много веков после
исламских. Начальные мусульманские религиозные школы возникли в VII в. при мечетях, а позднее при
некоторых религиозных общинах. Их возникновение связывается с именем
Аль-Хаджадж ибн Юнуса из городка Таифа близ Мекки. Как сообщает педагогический
словарь, (Педагогический словарь, изд. АПН, 1960) в арабских странах школы
получили официальное признание Халифом Аль-Валидом. Они были объявлены
государственными школами в Ираке и в других странах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2019
Дата обновления: 04.03.2019
Дата публикации: 15.02.2019